Социализация
Социализация собаки – это процесс освоения ею навыков поведения как среди себе подобных, так и в обществе людей. Можно сказать, что социализация начинается практически от рождения, когда щенки учатся взаимодействовать друг с другом и с матерью, и продолжается в доме владельца.
Не социализированная собака может вести себя в городской среде слишком робко – шарахаться от автобусов, например, или наоборот – агрессивно: кидаться на прохожих, лаять на спокойно прогуливающихся собак. Ошибаются те, кто считает, будто бы собаки пород-компаньонов «по определению» обладают необходимыми навыками обитания в социуме. БШО – собаки-компаньоны с высоким уровнем интеллекта, восприимчивости и чувствительности, именно этим объясняется их природная склонность к обучению. Но благодаря этим же качествам психика щенка БШО – достаточно уязвима в «период страхов», наступающим в возрасте 12 недель. Залогом благополучного прохождения этого периода может служить предпринятые заводчиком действия профилактического характера в неонатальный период жизни щенков.
Социализация собаки – это процесс освоения ею навыков поведения как среди себе подобных, так и в обществе людей. Можно сказать, что социализация начинается практически от рождения, когда щенки учатся взаимодействовать друг с другом и с матерью, и продолжается в доме владельца.
Не социализированная собака может вести себя в городской среде слишком робко – шарахаться от автобусов, например, или наоборот – агрессивно: кидаться на прохожих, лаять на спокойно прогуливающихся собак. Ошибаются те, кто считает, будто бы собаки пород-компаньонов «по определению» обладают необходимыми навыками обитания в социуме. БШО – собаки-компаньоны с высоким уровнем интеллекта, восприимчивости и чувствительности, именно этим объясняется их природная склонность к обучению. Но благодаря этим же качествам психика щенка БШО – достаточно уязвима в «период страхов», наступающим в возрасте 12 недель. Залогом благополучного прохождения этого периода может служить предпринятые заводчиком действия профилактического характера в неонатальный период жизни щенков.

Как известно, богатство среды содержания помета – важнейшее условие для адекватного развития нервной системы будущих овчарок. Природа сама создает предпосылки для первичной социализации щенков в многоплодных пометах, но этого, к сожалению, оказываются начисто лишены щенки-одиночки. Но даже если щенок оказался единственным в помете, заводчик в силах создать условия, при которых у малыша будет достаточно опыта познания себя в контакте с внешним миром – щенка нужно часто, но бережно брать в руки, стимулировать его восприятие температуры окружающей среды и положения своего тела в пространстве. Ранняя стимуляция щенка начинается с третьего дня его жизни и заключается в чередовании малых доз стресса и пищевого подкрепления. Вот упражнения, которые стоит проделывать:

1. «Щекотка» или стимуляция тактильных рецепторов. Щенки рождаются с ограниченным спектром чувств, но тактильное восприятие у них есть от рождения, оно реализуется через кожу пальцев. Взяв ватную палочку, заводчик 3-5 секунд мягко стимулирует (щекочет) щенка ею между пальцами на любой лапе.
2. «Суслик мордой вверх / суслик мордой вниз / суслик в гамаке» или стимуляция проприоцепции - мышечного чувства, ответственного за контроль над положением тела в пространстве. У новорожденных щенков нет зрения и слуха, но они в состоянии ползать и перемещаться, следовательно, воспринимать изменения положения своего тела. Для стимуляции этой функции заводчик двумя руками в течение 3-5 секунд держит щенка перпендикулярно земле так, чтобы голова щенка была расположена прямо над его хвостом. Это позиция «суслик головой вверх». А затем положение тела плавно меняется на противоположное: твердо удерживая малыша двумя руками, заводчик наклоняет голову щенка так, чтобы она была направлена перпендикулярно вниз. Положение «суслик мордой вниз» также длится не долее 3-5 секунд. Для завершающего упражнения «суслик в гамаке» заводчик эти же 3-5 секунд держит щенка так, чтобы его спинка лежала на ладонях обеих рук как в гамаке, а морда смотрела в потолок.
3. «Мишки на севере» или термическая стимуляция. У новорожденных щенков терморегуляция – слабое звено, но она все-таки имеется. Заводчик использует влажное полотенце, охлажденное в холодильнике 5-10 минут. Щенок располагается на этом холодном полотенце лапами вниз всего лишь 3-5 секунд, и при этом заводчик не мешает ему двигаться.
2. «Суслик мордой вверх / суслик мордой вниз / суслик в гамаке» или стимуляция проприоцепции - мышечного чувства, ответственного за контроль над положением тела в пространстве. У новорожденных щенков нет зрения и слуха, но они в состоянии ползать и перемещаться, следовательно, воспринимать изменения положения своего тела. Для стимуляции этой функции заводчик двумя руками в течение 3-5 секунд держит щенка перпендикулярно земле так, чтобы голова щенка была расположена прямо над его хвостом. Это позиция «суслик головой вверх». А затем положение тела плавно меняется на противоположное: твердо удерживая малыша двумя руками, заводчик наклоняет голову щенка так, чтобы она была направлена перпендикулярно вниз. Положение «суслик мордой вниз» также длится не долее 3-5 секунд. Для завершающего упражнения «суслик в гамаке» заводчик эти же 3-5 секунд держит щенка так, чтобы его спинка лежала на ладонях обеих рук как в гамаке, а морда смотрела в потолок.
3. «Мишки на севере» или термическая стимуляция. У новорожденных щенков терморегуляция – слабое звено, но она все-таки имеется. Заводчик использует влажное полотенце, охлажденное в холодильнике 5-10 минут. Щенок располагается на этом холодном полотенце лапами вниз всего лишь 3-5 секунд, и при этом заводчик не мешает ему двигаться.

В сумме эти действия означают для щенка 25 секунд разнообразного стресса, стимулирующего работу надпочечников и сердечно-сосудистой системы. Описанные упражнения влияют на нервную систему, включая отдельные ее связи раньше обычного. Крайне важно правильно выйти из строго дозированной по времени стрессовой нагрузки, поэтому в качестве заключения комплекса упражнений заводчик подкладывает щенка к молочному соску кормящей суки для того, чтобы тот мог подкрепиться. Таким образом в мозгу щенка закладывается связка: «поработал (испытал стресс) – получил награду».
Характерно, что все эти манипуляции в естественном порядке производятся хорошей собакой-мамой много раз на дню, когда она, вылизывая их, переворачивает своих щенков с бока на бок, щекочет и опрокидывает их навзничь. Она таким образом поощряет своих деток к физической активности, и те, с писком перелезая через нее, нередко оказываются в положении «суслик морда вверх», которое неизбежно сменяется положением «суслик морда вниз». Но только после того, как щенки достаточно «потренировались», мать допускает их к «молочному бару».
К 16 дню от рождения у щенков открываются слух и зрение, что дает мне как заводчику возможность организовать дополнительную «школу» для малышей. В зоне их гнезда я подвешиваю металлическую кухонную утварь – ложки, ковшики, кастрюльки таким образом, чтобы щенки задевали их при своих перемещениях в гнезде, поднимая при этом радостный звон-перезвон. А, когда в гнездо к щенкам приходит их мама и принимается наводить в нем чистоту и порядок, задевая все подвесы подобно запутавшемуся звонарю на колокольне, щенки начинают воспринимать эту какофонию как приятный сигнал скорого получения пищи. Впоследствии такие щенки не выказывают страха от резких звуков грома и салюта, у них лучше работает адаптационный механизм.
Характерно, что все эти манипуляции в естественном порядке производятся хорошей собакой-мамой много раз на дню, когда она, вылизывая их, переворачивает своих щенков с бока на бок, щекочет и опрокидывает их навзничь. Она таким образом поощряет своих деток к физической активности, и те, с писком перелезая через нее, нередко оказываются в положении «суслик морда вверх», которое неизбежно сменяется положением «суслик морда вниз». Но только после того, как щенки достаточно «потренировались», мать допускает их к «молочному бару».
К 16 дню от рождения у щенков открываются слух и зрение, что дает мне как заводчику возможность организовать дополнительную «школу» для малышей. В зоне их гнезда я подвешиваю металлическую кухонную утварь – ложки, ковшики, кастрюльки таким образом, чтобы щенки задевали их при своих перемещениях в гнезде, поднимая при этом радостный звон-перезвон. А, когда в гнездо к щенкам приходит их мама и принимается наводить в нем чистоту и порядок, задевая все подвесы подобно запутавшемуся звонарю на колокольне, щенки начинают воспринимать эту какофонию как приятный сигнал скорого получения пищи. Впоследствии такие щенки не выказывают страха от резких звуков грома и салюта, у них лучше работает адаптационный механизм.

Существует возрастная шкала для детей, согласно которой человеческий младенец удваивает и утраивает свой вес, который он имел при рождении, в возрасте 4 и 12 месяцев соответственно. Наблюдения за развитием щенков БШО показывают, что удвоение веса при рождении происходит у них в возрасте 8, а утроение – в возрасте 15 дней. При сопоставлении этих данных становится понятной ценность каждого мгновения в раннем периоде жизни белых овчарок. Опытный и тонко чувствующий заводчик может заложить хороший базис для успешного развития щенков, но тот, кто механистически производит подобные манипуляции с новорожденными, рискует травмировать излишним стрессом их нервную систему.
Второй этап в развитии щенков начинается примерно с четвертой недели и длится до 16 недельного возраста. Он, собственно, и называется периодом социализации. Фокус материнской заботы о щенках перемещается с выкармливания на обучение их различным ритуалам и собачьим премудростям. С 5-6 недели мы организуем поэтапное обогащение среды обитания щенков – помимо бренчащих ложек-поварешек в пределах досягаемости оказываются разнообразные по форме веревочные, тканевые, пластиковые, деревянные игрушки. Вдобавок к этому мы начинаем короткие сессии занятий на дому – например, практикуем с щенками следование за рукой с кормом, занятия на различного типа поверхностях, качелях, приглашаем в гости к щенкам друзей и знакомых, знакомим малышей с другими членами нашей дружной собачьей семьи. В возрасте 8 недель щенок перемещается от заводчика в дом владельца, и наступает крайне ответственное время, когда щенок должен быстро адаптироваться на новом месте, выдержать карантин после прививки и одновременно с этим продолжить освоение навыков социального поведения.
Я настоятельно советую владельцам малышей БШО максимально ответственно отнестись к этой задаче и не запирать с щенка в четырех стенах. Малыша, находящегося на карантине после первой прививки, нужно выносить на руках или вывозить в специальной щенячьей коляске на улицу, посещать с ним любые места, где можно встретить людей: магазины стройматериалов, кафе, здание железнодорожного вокзала, аэропорт. А после второй прививки подросшего и уже довольно тяжелого овчара следует регулярно выводить на улицу для туалета и занятий, при этом важно избегать прямого контакта щенка с экскрементами, оставленными чужими собаками, т.к. они могут быть источником инфекции. Хорошо устраивать совместные "выходы в свет" в компании однопометников или с других привитых щенков, но важно, чтобы во время этих совместных прогулок любопытство малыша к внешнему миру не приводило к игнорированию владельца как проводника. Задача владельца на этом этапе – быть максимально внимательным наблюдателем, буквально – не спускать глаз со своего подопечного, замечая его реакции на сигналы и стимулы из окружающей среды, помогая щенку благополучно преодолеть «период страхов».
Суть третьего этапа развития щенка – в обогащении опытом. Этот этап не имеет ограничений по времени в отличие от первых двух - ранней нейростимуляции и социализации. Малышу требуется проводить время в насыщенных средах. Его занятия должны подчиняться «принципу трех П»: они должны происходить на Постоянной основе, с Постепенным и Последовательным нарастанием сложности. Регулярные выходы в парк, занятия аджилити, фристайлом, трюками, ринговой подготовкой, плаванием, фитнесом, участие в выставках – все это служит обогащению собаки разнообразным опытом (желательно, позитивным) и развивают ее природный потенциал.
Второй этап в развитии щенков начинается примерно с четвертой недели и длится до 16 недельного возраста. Он, собственно, и называется периодом социализации. Фокус материнской заботы о щенках перемещается с выкармливания на обучение их различным ритуалам и собачьим премудростям. С 5-6 недели мы организуем поэтапное обогащение среды обитания щенков – помимо бренчащих ложек-поварешек в пределах досягаемости оказываются разнообразные по форме веревочные, тканевые, пластиковые, деревянные игрушки. Вдобавок к этому мы начинаем короткие сессии занятий на дому – например, практикуем с щенками следование за рукой с кормом, занятия на различного типа поверхностях, качелях, приглашаем в гости к щенкам друзей и знакомых, знакомим малышей с другими членами нашей дружной собачьей семьи. В возрасте 8 недель щенок перемещается от заводчика в дом владельца, и наступает крайне ответственное время, когда щенок должен быстро адаптироваться на новом месте, выдержать карантин после прививки и одновременно с этим продолжить освоение навыков социального поведения.
Я настоятельно советую владельцам малышей БШО максимально ответственно отнестись к этой задаче и не запирать с щенка в четырех стенах. Малыша, находящегося на карантине после первой прививки, нужно выносить на руках или вывозить в специальной щенячьей коляске на улицу, посещать с ним любые места, где можно встретить людей: магазины стройматериалов, кафе, здание железнодорожного вокзала, аэропорт. А после второй прививки подросшего и уже довольно тяжелого овчара следует регулярно выводить на улицу для туалета и занятий, при этом важно избегать прямого контакта щенка с экскрементами, оставленными чужими собаками, т.к. они могут быть источником инфекции. Хорошо устраивать совместные "выходы в свет" в компании однопометников или с других привитых щенков, но важно, чтобы во время этих совместных прогулок любопытство малыша к внешнему миру не приводило к игнорированию владельца как проводника. Задача владельца на этом этапе – быть максимально внимательным наблюдателем, буквально – не спускать глаз со своего подопечного, замечая его реакции на сигналы и стимулы из окружающей среды, помогая щенку благополучно преодолеть «период страхов».
Суть третьего этапа развития щенка – в обогащении опытом. Этот этап не имеет ограничений по времени в отличие от первых двух - ранней нейростимуляции и социализации. Малышу требуется проводить время в насыщенных средах. Его занятия должны подчиняться «принципу трех П»: они должны происходить на Постоянной основе, с Постепенным и Последовательным нарастанием сложности. Регулярные выходы в парк, занятия аджилити, фристайлом, трюками, ринговой подготовкой, плаванием, фитнесом, участие в выставках – все это служит обогащению собаки разнообразным опытом (желательно, позитивным) и развивают ее природный потенциал.
